Утеплитель для стен внутри гаража
Как и чем утеплить стены гаража самостоятельно
Пожалуй, во всех регионах нашей необъятной Родины гараж — это несколько больше, чем просто место для машины. Прежде всего, это мужская территория, потом – погреб (в подвале часто хранится консервация или овощи с огорода), кладовая, мастерская и только в последнюю очередь укрытие для авто. Поэтому утепление стен гаража – важное и очень необходимое мероприятие.
Зачем утеплять стены?
Автомобиль постоянно пребывает в гараже и состояние его «здоровья» напрямую зависит от условий этого «проживания». И если в теплые периоды года температура в этом помещении вполне сносная, то зима заставляет хозяина поволноваться.
Важно! Для хорошего состояния автомобиля, температура внутри гаража считается приемлемой не ниже +5 по Цельсию. Тогда кузов машины не будет так активно подвергаться коррозийным процессам, и завести авто зимой после ночной стоянки не составит труда.
Почему не стоит доводить температуру в гараже до более высоких пределов? На это имеется как минимум две причины:
- Дополнительные и ненужные затраты на оборудование, вырабатывающее тепло.
- При зимней разнице температур на улице и в гараже, подобный перепад отрицательно скажется на «здоровье» машины.
И так, поразмыслив над такой ситуацией, каждый хозяин приходит к мысли, что просто надо утеплить стены гаража.
С чего начать?
Утепление строений – сегодня, вполне осуществимая затея, благо рынок представляет не только услуги по выполнению таких работ, но и множество материалов, предназначенных этих целей.
Утепление стен, на практике можно производить, как изнутри помещения, так и с его наружной стороны. Вся разница будет заключаться в используемых материалах и эффективности результата работы.
Например, если утеплить стену гаража, которая изготовлена из твердого материала (будь то железо, цементный блок, кирпич), изнутри, под воздействием низких температур и ветровых нагрузок она будет интенсивно охлаждаться и отдавать холод внутрь помещения. Да, возможно не будет сквозняков, но теплее и суше в гараже не станет. Выход напрашивается один: следует провести утепление стен не только внутри, но и снаружи гаража.
«Пальто» для гаража
Именно «пальто», созданное из утеплительных материалов, при правильном использовании не даст погодным стихиям подвергнуть стены гаража разрушению и сохранит тепло внутри помещения на необходимом температурном уровне.
Важно! Также стоит помнить о таком понятии, как точка росы. Если ограничиться утеплением только изнутри, конденсат и потеки влаги по стенам обеспечены.
Для отделки снаружи можно использовать:
- минеральную вату;
- пенопласт;
- экструдированный пенополистирол;
- ПВХ;
- пенополиуретан;
- пенополиуретановую мастику;
- рубероид;
- полиэтилен.
Два последних материала при отделке стен применяют нечасто ввиду их высокой теплопроводности.
Пенопласт
Один из недорогих и вполне доступных утеплителей. Его чаще других используют владельцы гаражей для обустройства. Выпускается промышленностью в виде листов различного формата и толщиной до 50 мм. Его популярность обусловлена не только доступной ценой, но и хорошими эксплуатационными характеристиками. Материал не пропускает воду, сохраняет тепло, хорошо поддается обработке и поверхностной отделке. Плотность его составляет 33- 150 кг. /м³, теплопроводность 0,031 – 0,05 ВТ/м, паропроницаемость 0,13 – 0,05 единиц. Хороший вариант для гаража, независимо от его конструкции.
Экструдированный пенополистирол
Это плотный пенопласт, сделанный с применением более совершенных технологических процессов. Он имеет отличия в лучшую сторону от своего «старшего собрата». Плотность составляет 45 кг/ м 3 , теплопроводность 0, 036 ВТ/м х с, паропроницаемость 0,013 м х ч х Па. Его цена немного больше, но это окупается лучшими рабочими свойствами. Так же выпускается в формате листов различных размеров.
Минеральная вата
Достаточно рентабельный неорганичный, сильноволокнистый материал, используемый для утепления стен. Изготавливается минеральная вата в нескольких видах, имеет отличие по составу волокна, выпускается как в рулонах, так и листами, толщиной до 50 мм. Такой материал подразделяется на стекловату, каменную и шлаковую.
Первая выпускается в рулонах, как правило, желтого цвета, используется в конструкциях не подверженных серьезным нагрузкам. Эксплуатационные характеристики оставляют желать лучшего, после намокания приходит в полную негодность. Этот утеплитель чаще используют для стен внутри гаража. Но поверх, все равно осуществляется отделка, например, пластиком или ДСП.
Каменная вата выпускается в виде плит, имеет разную плотность, в зависимости от своего предназначения, пригодна для дальнейших декоративных работ, проводимых по поверхности. Плотность 50 – 200 кг/м 3 , теплопроводность 0,48 – 0,070 ВТм х с, паропроницаемость 0,49 – 0,60 м х ч х Па.
Пенополиуретан
Это тот же поролон. Его используют в автомобильной промышленности для набивки сидений. В качестве утеплителя будет пригоден только внутри помещения. Сверху отделывается пластиковыми или деревянными панелями. Для декоративной отделки штукатурными смесями этот материал абсолютно непригоден.
Жидкий утеплитель
Средства, представленные на фото, владельцы гаражей используют нечасто. Хотя применять их не сложно, но стоимость не всем по карману.
Подобные материалы бывает двух типов:
- теплоизоляционная краска;
- жидкий пенопласт.
Оба вида достаточно дорогостоящие. Используют их чаще всего при заделке различных соединений, стыков, обработке углов зданий. Также они прекрасно работают в качестве гидроизоляционного материала, контактируют со всеми отделочными смесями. Хорошее сцепление позволяет использовать эти составы на любых поверхностях: кирпич, бетонный блок, доска, метал, глина.
Какой из вышеперечисленных материалов оптимально подойдет для утепления стен гаража, решать только хозяину. Основной вопрос здесь, конечно, цена + качество. И если планируется все сделать своими силами, придется серьезно подумать над ожидаемым результатом и своими финансовыми возможностями.
Многие для выполнения работ по утеплению стен гаража, обращаются в специализированные компании, нанимают бригаду мастеров. Они самостоятельно приобретут материал и выполнят все работы. Но эти услуги придется оплачивать и выложить «кругленькую» сумму. Поэтому тем мужчинам, у которых спорится любая работа, не составит труда самим приобрести необходимый материал и утеплить стены своего гаража самостоятельно.
Стоит ли утеплять ворота гаража?
Кроме стен, в гараже еще имеются и ворота, через которые в холодное время года и происходит большая часть потери тепла. С учетом скромных размеров большинства помещений, ворота делаются во всю ширину постройки. В первую очередь, целесообразно сделать дверь, одностворчатую.
Она позволит попадать в гараж, не раскрывая полностью ворота. Что предупредит резкое охлаждение помещения. Ворота можно обшить доской, но оставить при этом зазор для заполнения пенопластом или жидкой пеной. В более суровом климате можно сделать утепляющую ширму из плотного материала изнутри, которая будет препятствовать проникновению холодного воздуха в помещение.
Этапы выполнения работ
Сам процесс во многом зависит от выбранного материала и мастерства хозяина. Но, прежде чем начать работу, следует подготовиться.
- Произвести обмер стен гаража и провести расчет имеющейся площади, подлежащей покрытию утеплителем (если есть перегородка, она не учитывается).
- Выбрать и приобрести утеплительный материал.
- Подготовить инструмент к работе.
В случае если в качестве утеплителя используется пенопласт или экструдированный пенополистирол (пеноплекс), а для крепежа будет использоваться строительный клей, то тогда необходимо подготовить стены к оклейке. Для этого поверхность надо очистить от старой краски, штукатурки, заделать трещины и выбоины. Для улучшения адгезии стену нужно грунтовать.
При установке утеплительных плит необходимо клеящий состав нанести равномерным слоем по всей поверхности листа. Материал устанавливают в шахматном порядке.
Важно! Начинают укладку от земли, предварительно прикрепив к стене снизу прямую рейку в качестве «маяка», чтобы утеплитель располагался ровно.
Другой способ установки листов предусматривает крепление к стене при помощи специальных анкеров. Дальнейшая отделка такого утеплителя штукатурными смесями проводится не зависимо от способа его фиксации.
Если решено утеплить стены гаража при помощи минеральной ваты, ее крепеж также будет зависеть от плотности. Менее толстый теплоизоляционный материал вставляется в изготовленный деревянный или металлический каркас и сверху декорируется сайдингом. Более плотная вата также может приклеиваться к стене и обрабатываться в дальнейшем штукатуркой.
Для работы потребуются такие инструменты:
- нож для резки утеплителя;
- шуруповерт;
- саморезы или специальные анкеры для крепления утеплителя;
- ножницы по металлу, если придется устанавливать алюминиевый каркас;
- пила для монтажа основы из дерева.
Для обустройства гаража нужно приложить всего лишь небольшие усилия и инвестировать свое время. Зато будет сэкономлена значительная часть денежных средств, приобретен важный опыт и на фоне своих соседей такой хозяин будет выглядеть профессионалом. А автомобиль отблагодарит за заботу, своей безупречной работой.
Вопрос: Как правильно утеплить гараж
И зачем вообще это делать
Для многих домо- и автовладельцев гараж — продолжение дома: с мастерской, санузлом и комнатой отдыха, в которой по случаю можно и заночевать. Поэтому запрос « как утеплить гараж » часто подразумевает его превращение во второй дом. И машине от такого соседства только хуже.
Главное — вентиляция
Известный факт: автомобиль, зимующий на улице, живет дольше и сохраняется лучше, чем в сыром и теплом гараже.
Зачем в гараже поддерживать « плюс »
СНиП 21-02-99 « Стоянки автомобилей » на сей счет лаконично сообщает: « В отапливаемых автостоянках расчетную температуру воздуха в помещениях для хранения автомобилей следует принимать 5°С (п. 6.10)… В неотапливаемых автостоянках достаточно предусматривать отопление только вспомогательных помещений (п. 6.11) » .
Получается, что основная задача гаражного утепления — защита от замораживания: сделать так, чтобы в помещении для хранения авто температура не опускалась ниже нуля.
Понятно, что нужно это совершенно не машине (у нее есть печка, в бачке омывателя незамерзайка, а в системе охлаждения — антифриз, поэтому минусовые температуры ей нипочем). Тепло необходимо вам, если вы решили поработать в гараже. Но для этого достаточно перед началом работы включить обогреватель, а после — выключить.
Да, неприятности случаются, когда на морозе в гараже прорывает системы отопления или водопровод. Но поддерживать плюсовую температуру в дачном гараже только из-за того, что в нем может лопнуть кран, — расточительно.
Совет: Прежде чем думать об утеплении, продумайте меры по зимней консервации гаражного водопровода (если он у вас есть).
Факт: СНиП 21-02-99 обязателен для «больших» строек — для частников он носит рекомендательный характер. Но в любом случае следует выполнить противопожарные и санитарные требования, а также нормативы, связанные с размещением построек на участке.
Противопожарные требования
Гараж — объект повышенной пожароопасности. Увы, большинство случаев возгорания происходит не потому, что в машине бензин, а по причине неисправной электропроводки в самом гараже. Вот основные правила, которые нужно соблюдать.
- В гараже не должно быть отопления (именно потому мы говорим об утеплении, а не обогреве).
- Огнетушитель должен быть не только в машине, но и в гараже. Плюс обязательно — пожарный щит.
- Электропроводка выполняется в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП): только в металлическом рукаве, с автоматическими предохранителями, обязательным заземлением. Лампочки — в заводских плафонах.
- Внутренняя обшивка гаража — только из негорючих материалов: никакой вагонки и « не поддерживающего горение » пластика.
- Расстояние от отдельно стоящего гаража до других построек — не меньше 6 – 15 метров (между каменными достаточно 6 м, между деревянными — 15 м).
Выбор способа утепления гаража зависит от того, где именно на участке он расположен.
Если гараж в цокольном этаже дома
В прежние годы (как правило, в проектах загородных домов 15-летней давности) практичные домовладельцы располагали гаражи и вспомогательные помещения в цокольном этаже. Плюс такого проектного решения — минимальное пятно застройки на компактном участке. Минус в том, что это самый затратный вариант: стоимость гаражного цоколя может запросто превысить треть сметной стоимости строительства.
Бетонный или кирпичный цоколь, если он соответствует СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и держит плюсовую температуру зимой, дополнительного утепления не требует. Но если, кроме неотапливаемого гаража, в цоколе располагаются отапливаемые помещения, они должны быть утеплены. Например, расположенную в цоколе баню и санузел желательно утеплять с « теплой » стороны.
В гаражах, расположенных в цокольном этаже, особенное внимание уделите верхнему перекрытию. Во-первых, чтобы не выстужать помещение над гаражом (а гараж — это почти улица). Во-вторых, перекрытие должно быть не просто утепленным, а герметичным, чтобы выхлопные газы и характерные гаражные « ароматы » не проникали в расположенные выше помещения.
Важно: Удаление выхлопных газов и влажного воздуха из цоколя дома должно производиться за счет вытяжки, имеющей отдельный вертикальный вентканал с дефлектором на крыше здания. К гаражной вытяжке категорически нельзя подключать вентканалы из расположенных выше помещений. И в любом случае (поскольку высота вентканала в частном доме обычно не выше 5 – 6 м) естественной тяги для удаления избыточной влаги и продуктов горения будет недостаточно: потребуется производительный канальный вентилятор и управляющая его включением автоматика.
Если гараж — продолжение дома: пристройка
Чаще, чем в цоколе, гаражи на участке располагают в пристройке, имеющей вход в дом. Это удобно: можно загнать машину под крышу — и сразу пройти в холл или гостиную, к камину. Достраивать можно постепенно: сначала сделать только навес, потом — обшить стены и утеплить их. Ну а если семья разрослась, пристроенный гараж можно превратить в просторную комнату с панорамным окном и отдельным выходом.
Если у вас пристроенный гараж, он должен отделяться от жилой части не просто стеной, а противопожарной брандмауэрной стеной, в идеале — бетонной или кирпичной, разрезающей все здание по вертикали, до самой крыши.
Если таковая не предусмотрена проектом, придется думать не только об утеплении, но и дополнительных мерах пожарной безопасности.
Если гараж — продолжение участка: отдельно стоящий
Еще один распространенный вариант гаража на загородном участке — отдельно стоящий, из кирпича, пеноблоков или традиционный металлический. Такой гараж особенно популярен у тех, кто любит мастерить своими руками и не хочет мешать громкими звуками домашним.
Некоторые домовладельцы врезают фасадную стену гаража с автоматическими воротами в ограждение, делая въезд с воротами прямо с улицы и уличную дверь на участок. Плюс в том, что вместо двух пар автоматических ворот — одна. А домой из гаража приходится идти иной раз под дождиком.
Фото с сайта 1pogarazham.ru
Запрет на стационарное отопление в гараже (см. противопожарные требования) не означает, что его нельзя утеплить и прогреть, чтобы можно было поработать в комфортных условиях. Но, во-первых, если это просто гараж, а не помещение автосервиса, утеплять его до комнатного состояния и поддерживать постоянную температуру — смысла нет. А во-вторых, пожарная безопасность — превыше всего: рядом с автомобилем и полками с горюче-смазочными материалами — никакого открытого огня быть не должно.
Хотите поработать в мороз — воспользуйтесь тепловой пушкой. Закончили работу — выключили все нагревательные приборы.
Утепление металлического гаража
Недорогой сборной « коробке » , которую вы не планируете постоянно использовать в качестве рабочей мастерской, утепление тоже не повредит. Но пожалуйста, без фанатизма! И не забудьте о вентиляции: не нужно превращать такой гараж в термос или сауну. Утеплить железный гараж желательно, чтобы летом он не перегревался на солнце, а зимой была возможность подогреть воздух в помещении трамвайной печкой или тепловой пушкой (вдруг вы решите поработать). Но в этом случае лучше утеплять и обогревать не сам гараж, а примыкающее к нему помещение мастерской — это более экономно.
Важно: Перед тем как утеплить металлический гараж или гараж из профнастила изнутри (например, напыляемым пенополиуретаном), позаботьтесь об антикоррозионной обработке скрытых металлоконструкций. Дело в том, что при подогреве в холодное время на скрытых металлоконструкциях и тыльной стороне металла образуется конденсат. И чем активнее вы эксплуатируете здание — тем быстрее оно изнашивается.
Что конкретно утеплять в гараже
Крышу, стены, ворота, пол и смотровую яму — то есть весь гараж по периметру. Объясняем, что учесть и от чего это зависит.
1. Утепляем крышу, верхнее перекрытие
Теплый воздух имеет обыкновение подниматься вверх. Поэтому львиная доля тепла в любом здании (а гараж в этом отношении не исключение) уходит через крышу и верхнее перекрытие.
► Если крыша железная, есть два варианта ее утепления
1). Герметичный (напыляемый пенополиуретан, сэндвич-панели из профлиста).
2). Утепленное перекрытие и «гуляющий ветер» на чердаке. Традиционный «дедовский» материал для такого утепления верхнего перекрытия в гаражах — керамзит: он не поражается плесенью, пожаробезопасен и относительно легок.
В обоих случаях необходима обшивка потолка негорючими материалами — вплотную к утеплителю — и никаких подвесных потолков и полостей, в которых могут скапливаться пыль, копоть и влага.
Обшивать стены нужно только материалами, которые не горят и не набирают влагу. Оптимальный вариант — цементно-стружечная плита (ЦСП).
Самая плохая идея — обшить гараж гипсокартоном изнутри: даже влагостойкий гипсокартон не выдерживает гаражной сырости, перепадов температуры и впитывает в себя характерные гаражные « ароматы » — масла и бензина.
Совет: Не забудьте, что стены гаража придется мыть. Лучший вариант облицовки нижнего уровня — керамическая плитка (это дорого). В рабочих зонах допустимо использование облицовочных ПВХ-панелей, правда, не в виде сплошной облицовки, а в качестве защитных фартуков.
4. Утепляем пол и смотровую яму
Необходимость утепления бетонного пола и смотровой ямы в гараже также зависит от режима их использования. Если гараж используется как мастерская — желательна теплая стяжка с прослойкой из экструдированного пенополистирола. Если только для хранения — утеплять не обязательно.
Гораздо важнее обеспечить отвод талых вод в дренаж, чтобы избежать подтоплений (если уровень пола низкий) и не приходилось бороться с лужами от растаявшего снега.
Во-вторых, утепленный и периодически подогреваемый деревянный гараж имеет шансы быстро сгнить.
В-третьих, древесина, имеет обыкновение впитывать все запахи, в том числе характерные гаражные « ароматы » масла и бензина.
И, наконец, помним о пожарной безопасности. Пусть деревянный гараж будет всего лишь «крышей» для защиты от солнца и дождя. А утеплять его нежелательно — пусть в деревянном гараже гуляет ветер.