Укладка брусчатки технология СНИП
Haikara.ru

Строительный портал

Укладка брусчатки технология СНИП

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ. При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил: ГОСТ 17608-91; СНиП Ш-8-76; СНиП Ш-10-75; инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76; ТУ 400-1-190-79.

Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ.

При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил:

  • ГОСТ 17608-91;
  • СНиП Ш-8-76;
  • СНиП Ш-10-75;
  • инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76;
  • ТУ 400-1-190-79.

На основании госстандартов для проведения работ оформляются документы:

  • схема создания укладки;
  • смета;
  • технологическая карта;
  • общий подсчет трудозатрат и использования механической техники.

Подготовительный этап работ включает в себя следующее:

  • геодезическая разбивка основания под тротуарную плитку;
  • разметка земельного участка;
  • проверка тротуарной плитки на соответствие стандартам;
  • доставка материала и необходимой техники на строительную площадку.

Начальный этап укладки тротуарной плитки подразумевает создание стяжки, которая включает в себя:

  • первый слой должен быть песчаным;
  • основание производится на выбор из песка, цементно-песчаной смеси, бетона или щебня;

Далее последовательность работ должна быть следующей:

  • установка бортовых камней по периметру;
  • насыпание подстилающего песчаного слоя;
  • создания основания;
  • укладка тротуарной плитки на основание;
  • заполнение межплиточных швов.

Регламентирующий документы прописывают следующие стандарты:

  • тротуарная плитка размером до 600 мм укладывается вручную;
  • возможные места провисания дополнительно поддерживаются маяками;
  • между плитами до 600 мм должны соблюдаться зазоры 5-8 мм;
  • заполнение швов производится песком;
  • для работы с плиткой используются деревянные подручные инструменты.

Укладка тротуарной плитки в зимний период: правила и запреты

Разметка земляного полотна, насыпание подстилающего слоя и подготовка основания под плитку должно быть проведено до наступления минусовой температуре. Затем объект может законсервироваться до нужного срока.

При укладке плитки зимой необходим подогрев основания. Заделка швов также производится ппеском.

Согласно ГОСТу и СниПу недопустимо проведение работ при температуре -15°С и во время снегопада.

Тротуарную плитку в Москве вы можете приобрести в салоне «Прага». Мы специализируемся на продаже этого материала, поэтому у нас вы сможете найти самые разнообразные виды, формы, цветовые оттенки и размеры изделий.

«Прага» – сеть салонов тротуарной плитки, которая предлагает комплексный подход к благоустройству придомовой территории.

Вся представленная на сайте информация, касающаяся стоимости, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Скидки до 40%! Хранение на складе до 15.04.2018.

1 . Область применения

1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.

1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2 . Технология строительного процесса

2.1 . При устройстве сборных покрытий тротуаров необходимо руководствоваться СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», ГОСТ 17608 -72 «Тротуарные плитки», ТУ 400-1-190-79 «Фигурные элементы мощения», инструкциями ВСН-26-76 и ВСН-50-79.

2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:

песчаного подстилающего слоя;

основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;

покрытия из сборных плит.

Варианты конструктивных схем приведены на листе 1 .

2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2 .

2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:

геодезические разбивочные работы;

подготовка земляного полотна;

доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.

2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:

выполняется земляной ящик под бортовой камень;

устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);

устраивается подстилающий слой;

укладываются плиты покрытия;

заполняются швы между плит.

Схемы организации работ приведены на листах 3 , 4 .

Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.

Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.

2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь » или автогрейдером, оборудованным откосником.

2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.

2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:

при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;

при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь » . Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.

2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.

2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5 ).

2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.

2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.

2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5 .

2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.

2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 — 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 — 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.

По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.

Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.

Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.

2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.

2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.

2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.

2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1 .

2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2 ).

2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3 .

2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.

Читать еще:  Чем утеплить полипропиленовые трубы в земле

2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

3 . Технико-экономические показатели

(на 100 м 2 тротуара)

Затраты труда, чел.-дн. — 18,39

Потребность в машинах, маш.-см. — 0,17

Стоимость затрат труда, руб. — 78,78

Затраты труда на 1 м 2 , чел.-дн. — 0,184

Стоимость затрат труда на 1 м 2 , руб. — 0,788

Технология мощения гранитной брусчаткой

Каким должно быть основание?

Тип основания зависит от укладываемой брусчатки. Если брусчатка полнопиленная (смотрите типы брусчатки в этой статье) и имеет небольшую толщину (до 50 мм), то укладка ведется на подготовленное бетонное основание. Мощение производится с применением клея для наружных работ.

Для брусчатки колотой или состаренной готовится «подушка» из ПГС, а укладка производится на цементно-песчаную смесь. Готовить под колотую брусчатку твердое основание из бетона не имеет смысла из-за достаточной хорошей толщины данной брусчатки, дороговизны самого бетона, а также по технологической причине, связанной с лучшим отведением влаги именно на песчаных основаниях.

При необходимости обеспечить водонепроницаемость гранитного покрытия используйте соответствующие смеси для укладки и затирки швов. Подобные составы есть, например, у компании «Quick-mix».

Подготовка основания

Первые шаги по подготовке как бетонного основания, так и песчаного одинаковы.

1) Выполнить планировку площадки, всех стоков. Определиться с направлением уклона площадки (как правило, поперечного), который должен составлять 5-10 см на 1 м ширины покрытия.

Подстилающие слои тоже готовятся с уклоном.

2) Снять растительный слой грунта на глубину 20-30 см, сведя поверхность к одной плоскости. На данном этапе устанавливаются бордюры.

3) Засыпать слой песка – 15 см. С помощью песка избавляются от неровностей. Утрамбовать. Утрамбовку производить с помощью виброплит. О правильном их выборе – в конце статьи.

4) Следующий слой – комбинированный: гравий 20-40 мм – толщиной 10 см. И сверху сыпем гравий 10-20 мм слоем 5 см. Утрамбуем.

Укладка брусчатки

Для песчаного основания порядок мощения будет выглядеть так:

5) Последний, верхний слой – цементно-песчаная смесь. Засыпаем в отношении 1:3 (для цемента марки 500), где 1 часть – это цемент, 3 части – песок. Это соотношение позволяет использовать замощённую площадку под автостоянку. Минимальное соотношение – 1:10 – позволяет использовать ее только для пешеходных нагрузок.

Этот слой не трамбуется – в него укладывается сама брусчатка с помощью металлического молотка. Мощение следует начинать с укладки краевых рядов с обеих сторон площадки. Укладку краевых рядов следует производить с опережением на 0,7-1 м (пункт 7.27 СНиП 3.06.03 – 85).

При продольном уклоне свыше 10% мощение надо вести снизу вверх.

Брусчатку необходимо выстилать рядами, перпендикулярными оси дороги. Швы между брусчаткой необходимо смещать не менее чем на 1/3 длины бруска. Ширина швов должна быть не более 10 мм (пункт 7.31 СНиП 3.06.03 – 85).

Правильно рассчитайте высоту слоя из ЦПС (обычно 5 см) – при укладке брусчатка должна «уйти» в слой на 1/3 своей толщины.

Для соблюдения линий и высоты нужно натягивать нить.

6) После того, как брусчатка уложена, нужно затереть швы. Заполнение швов проводится той же ЦПС, которую надо насыпать на поверхность камня и распределить по швам с помощью щетки. Излишки ЦПС смести.

7) Обильно проливаем уложенную поверхность водой. Повторяем в течение нескольких дней.

Для бетонного основания порядок укладки после подготовки песчано-гравийной подушки таков:

5) На гравий укладывается дорожная сетка. Поверх сетки заливается бетон толщиной 10-12 см так, чтобы сетка оказалась внутри нижней части бетонного слоя.

Если площадка готовится под автотранспорт, то под дорожную сетку укладывается арматурная. В этом случае в нижней части будет арматурная сетка, в верхней части бетонного слоя – дорожная сетка.

6) На бетон укладывается слой плиточного клея толщиной 2-4 см, на который и ведется укладка брусчатки. Рекомендации данные для укладки на песчаное основание применимы и здесь.

Относительно выбора виброплит можем посоветовать следующее: если толщина трамбуемого слоя не превышает 6 см, то подходит виброплита с рабочей массой 130 кг и центробежной силой 18-20 кН. При толщине 8-10 см – 170-200 кг и 20-30 кН. И, наконец, виброплиты с рабочей массой 200-600 кг и центробежной силой 30-60 кН подойдут для более толстых слоев.

Отдельно отметим необходимость использования геоткани (геотекстиля). Ее использование вовсе необязательно, но крайне желательно. Геоткань укладывается между слоями, решая несколько задач:

1. Подушка из песка и гравия «не гуляет» и не проваливается. Что особенно важно на пучинистых почвах. Слои песка и гравия не перемешиваются между собой.

2. Геоткань не дает прорастать траве.

3. Учитывая эти факторы, а также то, что геоткань пропускает воду, специалисты отмечают усиление грунта при использовании геотекстиля.

Напоследок, дадим вам схемы укладки гранитной брусчатки. А также схемы устройства оснований в зависимости от типа нагрузок и вида укладываемого материала.

Укладка тротуарной плитки

Дорожные покрытия из тротуарной плиткой — экологически чистые, долговечные, легко демонтируются и восстанавливаются при прокладке и ремонте подземных коммуникаций. Указанные преимущества по сравнению c другими дорожными покрытиями обусловили широкое распространение.

Долговечность и красота тротуарного покрытия зависит от качества тротуарной плитки и соблюдения технологии ее укладки. Лучше всего заказать выполнение работы по благоустройству профессиональным подрядчикам. Но если есть желание самостоятельно замостить тротуар, то это можно сделать, следуя рекомендациям по процессу укладки тротуарных плит.

Укладка тротуарной плитки – процесс, требующий соблюдения общих строительных правил. Работы по устройству тротуарного покрытия из брусчатки должны выполняться согласно СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий»

Существует несколько способов укладки брусчатки.

Выбор способа зависит от состояния грунта и последующих условий эксплуатации участка (отмостка здания, пешеходная зона, площадка для проезда и парковки легковых автомобилей или грузовых автомобилей).

Вне зависимости от выбранного способа укладки, результат работы зависит от тщательности предварительной разметки и подготовки основания под укладку. Этап разметки площадок и дорожек и подготовки основания является общим для всех типов мощения.

После того как определено место для укладки брусчатки, обозначаются его границы. Для этого по границам участка вбиваются колышки, по которым натягивается веревка. Брусчатка укладывается не горизонтально, а с уклоном (примерно 5 мм на 1 м).

Основные этапы:

  • Проектирование — геодезия, планировка, дизайн (рисунок раскладки, цветовые решения); конструктивные решения (основание, дренаж, спецификация элементов благоустройства), рабочие чертежи.
  • Расчет стоимости — материалы (брусчатка, бордюры, инертные материалы), стоимость работ.
  • Доставка на объект материалов.
  • Выполнение работ по благоустройству.

Планирование

  • Нарисуйте планировку участка, который необходимо замостить.
  • Измерьте участок, нанесите размеры на план.
  • Рассчитайте необходимое количество плитки для укладки, а также необходимое количество сырья для основания

Разметка дорожек и площадок

Сначала необходимо разметить дорожки и площадки согласно разработанному плану. Определите направление стока воды. Учтите то, что вода должна уходить по отмостке здания или по дорожке в водоотводные колодцы или на газоны. Уклон можно сделать продольным, поперечным, продольно-поперечным, но не менее 5 %, то есть 5 мм на метр. Направление уклона должно быть таким, чтобы вода стекала с мощения в дренажные системы или на газон, но не к зданию.

Выемка грунта

  • Выемка грунта производится с учетом того, чтобы после укладки лицевая поверхность плитки вышла на заданный уровень вашего участка.
  • Образовавшуюся после выемки грунта площадку необходимо выровнять и утрамбовать.
  • Если грунт мягкий, его необходимо увлажнить (пролить водой из шланга) и также утрамбовать.

Подготовка основания

Самый важный этап в процессе укладки тротуарной плитки – подготовка основания. Правильное основание не позволит дорожке или площадке «просесть» и обеспечит долголетие мощению. Необходимо учесть, что, несмотря на плотные швы брусчатки, основание все равно пропитывается водой. Поэтому в основании нужен водопроницаемый дренажный несущий слой (гравий, щебень). Тогда часть воды с поверхности будет отведена через брусчатку и несущий слой в почву. Обязательно нужны уклоны и водостоки для отвода излишней дождевой воды. Это нужно, чтобы под тротуарной плиткой не образовалось «болото». Для основного несущего слоя применяется морозостойкий, однородный по зерновому составу материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть уложен равномерно по высоте и с нужными уклонами. При обустройстве обычных пешеходных дорожек обычно используется слой 10-20 см. При устройстве площадок из брусчатки для проезда и парковки легковых автомобилей используют слой от 20-30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается и кладется в 2-3 слоя, при этом каждый слой уплотняется виброплитой или виброкатком.

Читать еще:  Как сделать резак по пенопласту

  • После выносов уровней высот необходимо снять верхний слой почвы. Затем с помощью виброплиты или ручной трамбовки утрамбовать основание и засыпать выравнивающий слой из щебня.
  • Все слои основания отсыпать, выравнивать и утрамбовывать, учитывая уклон 5мм на каждый метр!
  • На предварительно уплотнённый основной слой щебня в качестве выравнивающего (подстилающего) слоя наносится слой песка или отсева фракции 0-5, обязательно чистого (без глины).
  • Прежде чем укладывать подстилающий слой, необходимо выставить направляющие рейки (маяки) и закрепить при помощи песка или отсева.
  • После выставления направляющих согласно всем уклонам и их закрепления, укладывают подстилающий слой между ними и разглаживают при помощи правИла, чтобы брусчатка, перед тем, как она будет уплотнена, лежала на 1см выше необходимого уровня.
  • После этого направляющие осторожно вынимают, а оставшиеся канавки аккуратно заполняют отсевом или песком.
  • На уложенный слой наступать нельзя!

Укладка тротуарной плитки

  • От нижней точки
  • От оптически важных границ
  • От бросающихся в глаза элементов: крыльцо, парадный вход в дом
  • Ручная укладка плитки производится по диагонали в направлении «от себя», чтобы не нарушить подготовленный верхний слой.

Перед началом укладки первого ряда брусчатки, для соблюдения точного расположения швов необходимо натянуть шнур во всю длину и ширину данного объекта. После этого, придерживаясь шнура, приступайте к укладке. Проверку расположения и прямолинейности швов рекомендуется выполнять через каждые три ряда уложенной тротуарной плитки. Укладка выполняется при помощи резинового молотка (киянки) лёгкими ударами по плитке. Каждые 3-5 м² уложенной, но еще не уплотнённой тротуарной плитки её поверхность контролируется при помощи 2-х метрового правила или строительного уровня.

В качестве обрамления мощеных участков следует использовать бордюрные камни. Эти ограждения устанавливают перед укладкой наружной части мостовой, чтобы предотвратить поперечные смещения и осадку камней. По краям размеченной площади выкопайте по натянутому шнуру траншею небольшого размера и глубины (чтобы бордюр входил в эту траншею до необходимого уровня). Основание траншеи необходимо утрамбовать, отсыпать, бордюр установить на бетон. Бордюр может быть видимый или скрытый — это зависит от желания. Если бордюр – скрытый, то верх плитки должен превышать верх бордюра на высоту фаски.

Заделка швов и вибротрамбовка

После укладки тротуарную плитку нужно тщательно утрамбовать. Это нужно делать исключительно по сухой и чистой поверхности, от краёв к центру. Трамбуют брусчатку с помощью вибрационных плит (трамбовка подручными средствами без использования виброплиты крайне нежелательна и, с большой долей вероятности, приведет к волнообразности покрытия через какое-то время). Для цветного материала лучше использовать плиты с полимерным покрытием. Для качественной работы идеально подойдёт виброплита с рабочей силой 20 КН и рабочей массой до 200 кг. После первого виброуплотнения покрытия на поверхность насыпают сухой просеянный чистый песок, таким образом, чтобы песок легко и плотно засыпался в щели между плитками. Рассыпанный песок разметается равномерно щеткой по всей площади и забивается в швы, «связывая» всё покрытие в единое целое. При заметании швов ни в коем случае нельзя использовать цементо-песчаную смесь!, т.к. отмыть ее с поверхности будет очень затруднительно. Затем покрытие еще раз проходится виброплитой и наносится слой сухого просеянного песка. Рекомендуется этот слой песка оставить полежать на некоторое время. После этого нужно ещё раз промести площадку. Песок, засыпаемый на поверхность и в стыки, должен быть чистым и не содержать солей, органических материалов и глины, которые могут вызвать появление высолов и растений.

ВНИМАНИЕ!

  • Не производите укладку в дождливую по­году без специального навеса.
  • Не просыпайте швы смесью песка с цементом.
  • В случае, если Ваш участок имеет «сложный» пучинистый грунт, необходимо учитывать, что его смещение может деформировать плитку. В этом случае выполняется более сложная укладка с подготовкой бетонной подушки в качестве основания, которая гарантирует долговечность.
  • Во время мощения тротуарной плитки укладка должна производиться материалом из разных палет. Это правило относится ко всем цветам. Во время работы всю поверхность брусчатки нужно прикрывать полиэтиленовой плёнкой, чтобы не загрязнить её грунтом.

Текущая эксплуатация

  • В зимнее время для уменьшения скольжения покрытие можно посыпать песком.
  • Во избежание эрозии поверхности не рекомендуется посыпать дорожки абразивными смесями, содержащими соль.
  • Производить уборку дорожных покрытий в зимнее время при помощи инструментов с металлической рабочей частью (ломами, лопатами) не рекомендуется.
  • Если снег не был убран вовремя, и образовалась наледь, ни в коем случае не убирайте лёд при помощи металлического инструмента.
  • Уход за тротуарным покрытием требует минимальных усилий.
  • Плитку необходимо мыть водой по мере загрязнения, в местах повышенной проходимости чаще. Помыть небольшой участок мощения около коттеджа не представляет большой сложности.

СНиП 3.06.03-85, часть 3

При укреплении грунтов цементом совместно с добавками поверхностно-активных веществ (СДБ, ГЖ-136-41, гудрона нейтрализованного и других) или совместно с добавками битумных эмульсий, жидкого битума, гудрона или сырой нефти смесь следует уплотнить не позднее чем через 8 ч после введения воды. При укреплении грунтов известью или активными золами уноса, используемыми в качестве самостоятельного вяжущего, уплотнение следует заканчивать не позднее чем через 14—18 ч. после введения в смесь воды.

6.17. Для ухода за свежеуложенным грунтом, укрепленным неорганическими вяжущими, следует распределять по поверхности грунта 50 %-ные быстрораспадающиеся или среднераспадающиеся эмульсии с использованием битума или других органических вяжущих из расчета 0 , 5—0,8 л/м 2 .

Для ухода за свежеуложенным споем укрепленного грунта можно распределять также нефтяной гудрон или нейтрализованный гудрон (ГИД) из расчета 0,5—0,6 л/м 2 или слой песка толщиной 5 см с поддержанием его во влажном состоянии.

6.18. Движение построечного транспорта по слою укрепленного основания или покрытия разрешается через 5 сут после его устройства в случае применения укрепленного материала, удовлетворяющего требованиям I класса прочности при толщине укрепленного слоя не менее 15 см, а также применения укрепленного материала, удовлетворяющего требованиям II класса прочности при толщине укрепленного слоя не менее 20 см. При толщине укрепленного слоя меньше указанных, а также при применении укрепленного материала, удовлетворяющего требованиям III класса прочности, движение построечного транспорта следует открывать через 7 сут после устройства слоя.

Допускается открывать движение построечного транспорта и укладывать вышележащие слои на следующий день после устройства укрепленного слоя грунта в случае укрепления неорганическими вяжущими связных грунтов, а также в течение первых двух суток в случае укрепления грунтов цементом или карбамидоформальдегидной смолой совместно с добавками в виде поверхностно-активных веществ, битумных эмульсий. жидких битумов, гудронов, сырой нефти или при использовании медленнотвердеющих вяжущих как без цемента, так и в сочетании с ним.

6.19. При укреплении переувлажненных грунтов цементом, известью или другими неорганическими вяжущими влажность обрабатываемого грунта не должна превышать значений, приведенных в табл. 3.

Допускаемая влажность (в долях от оптимальной) при коэффициенте уплотнения 1 — 0 , 98

Супеси легкие крупные, супеси легкие

Супеси пылеватые, супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие

Суглинки тяжелые, глины песчанистые и пылеватые

6.20. Осушать переувлажненный грунт следует путем укладки его в валы, бурты (пески, супеси) , многократного рыхления (при солнечной погоде) , а также обработки его известью (порошкообразной негашеной, молотой комовой и пушонкой) или активной золой уноса.

Количество добавок вяжущих материалов, осушающих грунт, назначают по табл. 4.

Количество добавок молотой негашеной извести

или активной золы уноса сухого отбора, % к массе грунта при влажности его в относительных единицах

от оптимальной влажности

Пески и супеси пылеватые

Глины песчанистые и пылеватые

Примечание. Добавка молотой негашеной извести приведена в пересчете на CaO + MgO , добавка активной золы уноса — в пересчете на содержание свободной СаО.

ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРУНТОВ,

УКРЕПЛЕННЫХ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

6.21 . При подборе состава для улучшения технических и технологических свойств грунтов, укрепленных:

жидкими битумами, — следует применять известь, сланцевую золу, золы уноса сухого отбора, золошлаковые смеси гидроудаления с добавками или без добавок извести, молотый известняк, молотую опоку с известью;

сланцевыми битумами, битумными эмульсиями, каменноугольными вяжущими,— известь, известковую пыль, цемент, золы уноса;

органическими вяжущими (кроме смолы карбамидоформальдегидной) , — катионактивные и анионактивные вещества (типа Э-1 , кубовые остатки СЖК, второй жировой гудрон, госсиполовую смолу и др.) .

6.22. Основания и покрытия из грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами, разрешается устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 10 ° С. Смешение грунтов с битумной эмульсией допускается при температуре воздуха не ниже 5 ° С. Влажность крупнообломочных и песчаных грунтов перед введением органического вяжущего должна находиться в пределах 2—5 %, а влажность глинистых грунтов — в пределах 0,2—0,4 влажности на границе текучести грунта.

Читать еще:  Как утеплить стены снаружи в частном доме

6.23. При смешении в стационарных смесительных установках крупно-обломочных и песчаных грунтов или супесей с жидким битумом, битумной эмульсией, каменноугольным дегтем и активными добавками, а также грунтов с битумной эмульсией или жидким битумом совместно с цементом вяжущие вещества, добавки (кроме молотой негашеной извести) и вода должны вводиться в грунт одновременно и в полном объеме.

6.24. При использовании в качестве активных добавок молотой негашеной извести ее необходимо распределить по грунту и перемотать с ним. Последующую обработку грунта органическими вяжущими в смесительной установке следует производить не ранее чем через 12 ч и не позднее чем через 24 ч после внесения извести.

Влажность грунта перед внесением негашеной извести должна обеспечивать гидратацию (гашение) извести.

6.25. При смешении на дороге крупнообломочных и песчаных грунтов или супесей с органическими вяжущими материалами вяжущее должно вводиться в грунт за один проход грунтосмесительной машины; влажность грунта при этом должна удовлетворять требованиям п. 6.22, а влажность смеси перед уплотнением должна быть оптимальной с учетом требований пп. 6.5 и 6.15.

6.26. При смешении глинистых грунтов с органическими вяжущими материалами следует применять метод приготовления смеси на дороге с помощью однопроходных или многопроходных грунтосмесительных машин.

6.27. При укреплении грунтов жидкой карбамидоформальдегидной смолой с добавкой эмульгированных битума или нефтяного гудрона следует предварительно смешать их в смесителях с принудительным перемешиванием без подогрева. Смолобитумное вяжущее может храниться без отвердителя не более 3 сут. Готовое вяжущее с добавкой отвердителя необходимо вводить в грунт не позднее чем через 3 ч после смешения.

При использовании смолы со сроком хранения более 2 мес (если она отвечает техническим требованиям) , а также при работе при температурах воздуха свыше 25 ° С следует вводить сначала смолобитумное вяжущее, затем отвердитель.

При укреплении грунтов карбамидоформальдегидными смолами с использованием в качестве добавки сырой нефти или СДБ порядок их введения определяется применяемыми средствами механизации.

6.28. Грунты, укрепленные органическими вяжущими материалами совместно с известью или цементом, следует уплотнять не позднее чем через 2 ч после окончания перемешивания смеси. При температуре воздуха ниже 15 ° С разрыв между окончанием перемешивания смеси и началом ее уплотнения допускается до 4 ч.

Уплотнение грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами. должно заканчиваться в течение смены. Если в процессе работ по уплотнению выпадали атмосферные осадки и температура воздуха была ниже 15 ° С, допускается повторное уплотнение смеси, но не позднее чем через 2 сут для грунта с добавкой цемента и 4 сут — для смеси грунта с добавкой извести.

6.29. За уплотненным споем грунта, укрепленного битумной эмульсией или жидким битумом с цементом при температуре воздуха выше 15 ° С и отсутствии осадков, необходимо осуществлять уход путем розлива битумной эмульсии из расчета 0,6—0,8 л/м 2 . В случае устройства вышележащего конструктивного слоя не позднее чем через сутки уход не требуется.

6.30. Движение построечного транспорта по слою из грунтов, укрепленные органическими вяжущими, допускается в соответствии с требованиями п. 6.18.

УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ НЕОРГАНИЧЕСКИМИ

ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРИ ПОНИЖЕННОЙ

И ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

6.31. При отрицательной температуре воздуха следует предусматривать меры против смерзания укрепляемых грунтов.

6.32. При отрицательной температуре воздуха в грунт необходимо вводить добавки, понижающие температуру замерзания воды (противоморозные добавки), в количестве 0,5— 1,5 % массы грунта.

6.33. Добавки, связывающие воду (известь, цемент, гипс и др.) , следует вносить в грунт в порошкообразном состоянии перед введением растворов противоморозных добавок.

6.34. Крупнообломочные и песчаные грунты с вяжущими материалами следует смешивать в смесительных установках, а глинистые грунты — на дороге с использованием однопроходных или многопроходных грунтосмесительных машин.

6.36. Уход за уплотненным слоем грунта, укрепленного цементом, следует осуществлять с помощью слоя песка толщиной не менее 6 см.

Движение транспортных средств по укрепленному слою основания или покрытия разрешается не ранее чем через 20 сут. В период оттепелей и весеннего таяния движение транспортных средств по слою не допускается.

6.36. При температуре воздуха ниже минус 10 ° С в районах с устойчивой отрицательной температурой и коротким строительным сезоном при необходимости обеспечения высоких годовых темпов строительства допускается приготовление цементогрунтовых смесей только из несвязных грунтов путем смешения их с цементом без введения воды. При отсутствии задела земляного полотна приготовленная смесь должна храниться в штабелях до наступления положительных температур, после чего смесь следует распределить, увлажнить с перемешиванием и уплотнить. При наличии задела готового и принятого земляного полотна приготовленная смесь хранится в виде конструктивного слоя дорожной одежды до наступления положительной температуры, после чего смесь следует увлажнить с перемешиванием и уплотнить. Цементогрунтовые смеси при температуре воздуха ниже минус 10 ° С следует приготовлять не ранее чем за 3 мес до наступления плюсовых температур.

6.37. В районах с суровыми климатическими условиями при необходимости ускорения открытия движения по дороге допускается в зимнее время укладывать на основание из предусмотренных п. 6.3 смесей покрытия из сборных железобетонных плит. На участках, не имеющих после оттаивания земляного полотна деформаций покрытия, следует омоноличивать швы. При наличии деформаций покрытия следует демонтировать плиты, выровнять и уплотнить основание, уложить плиты и омонолитить швы.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

6.38. При устройстве оснований и покрытий из укрепленных грунтов следует дополнительно к п. 1.13 контролировать:

не реже одного раза в смену

гранулометрический состав крупнообломочных и песчаных грунтов по ГОСТ 12536-79 1 ;

число пластичности глинистых грунтов — по ГОСТ 51 80— 84;

степень размельчения глинистых грунтов путем рассева проб на ситах с отверстиями 5 и 10 мм;

температуру органического вяжущего перед использованием; однородность эмульсии — отсутствие расслоения; качество смеси путем определения прочности образцов на сжатие; при хранении сухих смесей в штабеле дополнительно определяют температуру смеси на глубине 0,2—0,4 м;

не реже чем через 200 м

влажность обрабатываемых грунтов и готовой смеси перед ее уплотнением и плотность материала в уплотненном слов в трех точках на поперечнике (по оси и на расстоянии 0,5 м от кромки слоя) в соответствии с требованиями п. 4.79.

не реме одного раза в 5 смен

содержание легкорастворимых солей в засоленных грунтах по ГОСТ 25100-82;

пригодность зол уноса и золошлаковых смесей;

постоянное соблюдение требований по уходу.

6.39. Пригодность зол уноса и золошлаковых смесей или молотого известняка для использования их в качестве добавок в несвязные грунты следует определять по содержанию в них частиц размером мельче 0,071 мм (не менее 60 %) и крупнее 2 мм (не более 5 %). Потери при прокаливании материалов должны быть не свыше 10 %. Для связных грунтов могут быть использованы более крупные фракции золошлаковых смесей.

6.40. Для контроля прочности отбирают смесь и готовят три образца на 250 м 3 смеси.

Отклонение от требуемых показателей прочности допускается:

при приготовлении смесей в карьерных смесительных установках — не более ± 8 %;

при приготовлении смесей однопроходной грунтосмесительной машиной — не более ± 15 % ;

при приготовлении смесей дорожной фрезой — не более ± 25 %.

6.41. Коэффициент уплотнения грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами, следует определять как отношение плотности высушенного образца укрепленного грунта, взятого из уплотненного слоя, к плотности высушенной смеси грунта с вяжущими, уплотненной по ГОСТ 22733-77.

Коэффициент уплотнения для грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами без добавок портландцемента, следует определять как отношение плотности высушенного образца укрепленного грунта, взятого из уплотненного слоя. к плотности смеси грунта с вяжущими, уплотненной при оптимальной влажности под нагрузкой 30 МПа; при добавке в смесь грунта с органическим вяжущим портландцемента или карбамидной смолы образцы следует уплотнять под нагрузкой 15 МПа.

7. УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ, ГРАВИЙНЫХ,

ШЛАКОВЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ И МОСТОВЫХ

7.1. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см при укладке на песок.

Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, указанных в табл. 5.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector