Что такое пандус в строительстве
Haikara.ru

Строительный портал

Что такое пандус в строительстве

Строительство домов

Пандусом называют наклонную площадку, которая предназначается для спуска или подъема малогабаритного колесного транспорта (инвалидных или детских колясок). Как правило, устанавливается рядом с лестницами и является ее альтернативой. Благодаря чему человек с ограниченными возможностями движения может преодолеть подъем или спуск без посторонней помощи. В статье речь пойдет о правильном устройстве пандуса.

Содержание:

Устанавливаются пандусы на крыльце зданий самого различного назначения. То есть там, где необходимо соединить две горизонтальные площадки, расположенные на разной высоте и размещаются наклонные дорожки, с плоской поверхностью. Чаще всего можно видеть пандус в общественных организациях – больницах, школах, детских садах, в магазинах и аптеках, а также на входе в метро или подземных переходах, в подъездах и частных домах.

Различают несколько основных видов пандусов, которые отличаются по внешнему виду, а иногда и по назначению.

Виды пандусов

Конструкция пандуса и его устройство бывают различными. В зависимости от того где они устанавливаются и для чего предназначены, их подразделяют на 3 основных разновидности и несколько подвидов.

Стационарные пандусы

  • Это конструкции, которые не имеют съемного механизма и рассчитаны на длительную эксплуатацию. Устанавливаются такие изделия снаружи строений, например, при входе в жилые дома, кинотеатры, больницы, магазины. Основное правило заключается в том, что их конструкция закладывается еще на этапе проектирования зданий.
  • Внешне они представляют собой две полосы, расположенные параллельно друг другу под определенным углом наклона, и снабжены поручнями. Бывают монолитными или в виде буквы П. Как правило, дублируют лестницу, но в некоторых случаях устанавливаются и поверх ступенек. Высота пандуса зависит от общей высоты подъема.
  • Чаще всего данные пандусы изготавливаются из бетона, но иногда используется металл и даже дерево.

Пандусы откидные

  • Внешне они похожи на стационарные пандусы и их назначение практически идентично. Основное отличие заключается в том, что данные конструкции имеют откидной механизм. В собранном виде освобождается лестничный марш. Применяются внутри подъездов в многоэтажных домах, а также в частных строениях. То есть там, где место является ограниченным и применение стационарного пандуса невозможно, так как стало бы помехой для свободного перемещения людей.

  • Откидной пандус имеет вид рельсов или платформы. С одной стороны закрепляется к стене или перилам, которые располагаются вдоль лестницы, при помощи специальных замковых соединений, либо простых строительных петлей и щеколд. Вторая сторона остается свободной и конструкция беспроблемно может опускаться и подниматься. Чтобы совершить подъем или спуск по такому пандусу, достаточно просто раскрыть замковый механизм и уложить платформу на лестничный марш. Когда необходимость в них исчезает, они также спокойно возвращаются на место, вновь закрепляясь замком.

Съемные пандусы

  • Такие пандусы называют еще портативными. Они достаточно легко устанавливаются при необходимости, а когда становятся неактуальными, также легко демонтируются. При этом они занимают мало место и могут быть складными, что удобно в случаях транспортировки. Это достаточно мобильные и гибкие конструкции. Это отличный вариант пандусов для детских колясок и инвалидных кресел. Для изготовления применяются легкие материалы – сталь или дюралюминий.

Существует три основных подвида съемных пандусов, которые различаются по типу устройства:

Телескопические раздвижные пандусы

  • Они способны раздвигаться, тем самым увеличивая свои параметры в длину. Когда изделие собрано, оно не занимает много места, может легко перевозиться, а при необходимости раздвигаться, становясь длиннее в 2 раза, а в некоторых случаях и более. Покрытие такого пандуса имеет противоскользящую поверхность, для предотвращения скатывания колясок назад во время подъема либо слишком быстрый спуск. Может применяться для подъема на лестницы, преодоления парапетов или для перемещения в автотранспорт.

  • Внешне представляет собой две параллельные аппарели. Вообще, термин аппарель заимствован из военного дела, где так называют специальные приспособления, позволяющие грузить тяжелую технику (автомобили и даже танки) для перевозки в железнодорожных составах. Модели раздвижных пандусов на сегодняшний день самые разнообразные, отличия между ними заключается в длине направляющих и в их ширине. Также важным показателем считается грузоподъемность изделия. Приблизительная возможная нагрузка на пандус в собранном виде составляет 400 кг.

Пандус для преодоления порогов – рампа

  • Данное изделие отличается малыми габаритами и используется в случаях, когда требуется переехать на инвалидной коляске или перенести детскую коляску через порог в доме или бордюр на улице, а также через иные небольшие препятствия.
  • Слово «рампа» можно перевести, как наклонная поверхность. То есть в принципе пандус и является рампой, но в российской действительности под таким названием выпускаются именно платформы небольшого размера для преодоления порогов. Изделие достаточно легко устанавливать и разбирать. Такой пандус имеет складную конструкцию из прочного материала (резина или металл).

  • Как правило, рампы позволяют преодолевать преграды, высота которых варьируется от 3 до 15 см. Изготавливаются они в форме клина, с фиксированной высотой и шириной (ширина пандуса не превышает параметры дверного проема, то есть не более 85 см). Когда бордюры или порог имеют форму выступа, требуется устанавливать пандус с двух сторон.
  • Чтобы данная процедура не занимала слишком много времени, производители предлагают использовать раздвижные конструкции, состоящие из двух клиньев и платформы. Платформа (средняя секция) устанавливается на порог и накрывает его, а для спуска и подъема используются две клинообразные детали, с каждой стороны от центра. Конечно, при постоянном использовании такого изделия, возникают трудности с закрытием двери. Именно поэтому двухсекционные или трехсекционные пандусы применяются только по необходимости.

Ролл-пандус

  • Современная разработка, высокотехнологичное изделие, которое состоит из большого количества поперечных секций, соединенных делителями. Секции могут сниматься, тем самым регулируя размеры пандуса. В собранном виде такое изделие представляет собой рулон. То есть он легко может сворачиваться и помещаться, например, в багажнике автомобиля. Место роллопандус занимает минимально, и довольно прост в эксплуатации.

  • Так как секции являются съемными, то имеется возможность подогнать его под размеры любой лестницы, легко удлиняется и укорачивается. Изделие имеет повышенную грузоподъемность, а для его изготовления используется авиационный алюминий, обладающий высокой прочностью.

Основных типа пандусов по устройству два – это рельсы и платформа.

Пандусы с рельсовой конструкцией

  • Представляют собой изделие из двух раздельных секций, изготовленных, как правило, из металла. Каждая рельса имеет небольшие бортики, а также покрыты специальным противоскользящим материалом. Такие сооружения считаются наиболее легкими и мобильными, но если подъем имеет большую крутизну, то подниматься в инвалидном кресле по нему самостоятельно не рекомендуется.

Пандус-платформа

  • Это наклонная площадка, ширина которой может быть от 60 см до 2,5 м. Такие платформы также могут быть портативными, при этом складываются они либо в горизонтальном, либо в вертикальном положении. Чаще всего для изготовления применяется нержавеющая сталь или алюминий. Также различают и такой тип изделия, как пандус-книжка. То есть он имеет две секции, которые складываются пополам, наподобие книги или чемодана. Такие конструкции легко переносить, хранить, а также эксплуатировать.

Технические характеристики пандусов

Так как данный вид конструкций предназначается для спуска или подъема людей, с ограниченными двигательными способностями, то требования к параметрам предъявляются очень высокие.

  • Наиболее важная характеристика – это угол наклона пандуса, а точнее, рабочей поверхности, которую также называют маршем. Данный параметр измеряют в процентах, и представляет он соотношение общей длины горизонтальной плоскости и высоты, на которую требуется подняться.

  • Как правило, максимальным значением угла наклона является величина в 8%. При этом, если длина пандуса не более 20 см, то допускается увеличить угол приблизительно на 2 % (то есть сделать его равным 10 %). Если же при большой общей длине пандуса, угол наклона площадки для спуска/подъема будет превышать 10 %, то подниматься людям в инвалидных колясках самостоятельно будет просто невозможно.
  • Направляющие рельсовых пандусов должны свободно вмещать стандартные колеса инвалидных кресел или детских колясок. Как правило, платформы обладают большей грузоподъемностью и жесткостью, чем рельсы. Существует определенный набор требования, который зафиксирован в официальной документации (ГОСТы, СНиПы и так далее).
  • Перед подъемом и после него должна обязательно находиться горизонтальная плоскость, которая вмещала бы в себя габариты кресла или коляски.
  • При установке пандуса на лестнице с несколькими пролетами, то есть в случаях, когда изделие состоит из нескольких частей, обязательно наличие ровной плоскости между частями. Это необходимо для предоставления возможности развернуть коляску. Размеры такой промежуточной площадки составляют – ширина равна двойной ширине марша, а глубина от 1,5 м.
  • При размещении пандуса для одностороннего подъема/спуска следует выдерживать ширину в 90 см. Если требуется двустороннее передвижение, то ширина увеличивается в два раза, то есть данный параметр должен быть не менее 180 см. Кроме того, важно учитывать при двустороннем перемещении тот факт, что держаться человек может только с одной стороны, а, значит, угол наклона конструкции следует сократить до 6%. Оптимальным вариантом станет наличие дополнительного поручня в центре, либо установка пандуса с двух сторон от лестницы.
  • Важно устанавливать ограждения пандуса при высоте его подъема более 15 см, а также в случаях, когда марш имеет длину более 1,5 м. Перила могут иметь конструкцию с двойным поручнем. Первый поручень для пандуса располагается на высоте 60 см (если предполагается перемещение детей на инвалидных креслах, то 50 см), а высота второго равно 80 см.

  • Поручни при возможности должны располагаться с обеих сторон и быть длиннее подъемного марша, как минимум на 30 см с каждой стороны, при этом важно, чтобы они были непрерывного на всем протяжении. Диаметр перил может варьироваться от 3 до 5 см.
  • Край пандуса обязательно должен быть снабжен небольшим бортиком (высота не менее 5 см), который предотвращает соскальзывание колес транспорта.

Данные нормы и правила обязательны в исполнении, так как их нарушение может вести к риску для жизни для перемещаемых на колясках людей, а также и для окружающих.

Пандусы могут быть изготовлены не только в заводских условиях, но и самостоятельно. В качестве материалов применяются металл, дерево или бетон. Изделия необходимы не только человеку в инвалидном кресле, но и пешеходам с детскими колясками, а иногда и людям, перемещающимся на роликах или велосипедах. Также существуют специальные пандусы для автомобилей.

  • Как правило, такие изделия состоят из трех основных элементов – две горизонтальные площадки (в начале и в конце), а также наклонная поверхность (марш). Очень часто при проектировании забывают о том, что площадки при спуске и подъеме должны свободно вмещать инвалидное кресло, иначе воспользоваться данным изделием люди с ограниченными двигательными функциями просто не смогут.
  • Важно, чтобы пандусы располагались на тех участках пешеходных дорожек или пола в различных учреждениях, где имеется перепад высоты от 4 см. Конечно, наилучшим образом будет, если пандус будет установлен в местах с перепадами начиная от 1-1,5 см, как это принято в мировой практике. Но, к сожалению, у нас это пока еще не принято официально.
Читать еще:  Строительство и монтаж сооружений на газопроводах

Что такое пандус? ГОСТ, нормы и особенности

В статье рассмотрим, что такое пандус.

Людям с ограниченными возможностями нужны специальные приспособления для свободного перемещения. Пандус является одним из основных способов для этой группы населения получить доступ в административные, учебные и лечебные учреждения, магазины, театры, кафе и иные общественные здания.

Что такое пандус

Это специальная конструкция, представляющая собой наклонную плоскость (спуск или настил), соединяющая две горизонтальные поверхности, находящиеся на различных уровнях. Пандусы предназначены для спуска/подъема детских и инвалидных колясок. Иногда такие устройства называют аппарелями. В последнее время пандусы, которые делают города более доступными для инвалидов, устанавливаются повсеместно.

Граждане, относящиеся к маломобильным категориям, не всегда проинформированы о том, что их право на свободу перемещений закреплено законодательно. Согласно законам, инвалиду должна быть предоставлена возможность выходить из своей квартиры. Для этого необходимо монтировать пандусы. Даже самый обычный пандус значительно облегчит жизнь инвалидам с ограниченной возможностью передвижения.

Требуется ли согласие жильцов

Для того чтобы установить его в многоквартирных домах, согласие других жильцов не обязательно. Если по определенным причинам устройство монтировать отказываются, то у представителей таких групп населения есть право обращения в судебные инстанции и потребовать установление спуска принудительно. Людей, отказавшихся монтировать пандус, могут привлекать к административной и даже уголовной ответственности.

Новостройки, а также объекты, предназначенные для медицинских, общественных, административных и образовательных организаций, строят с разными спусками и опорными поручнями для инвалидов. Проектируются такие устройства в соответствии с нормативами ГОСТ на этапе проектирования здания.

С построенными зданиями несколько сложнее: пандусы необходимо гармонично и удобно вписать в конструкции. Современные технологи помогают решить такую проблему почти в любой ситуации. Для этого разрабатываются разные виды пандусов, в том числе и откидной. Подбор строительного материала и монтажные работы обязательно должны соответствовать государственным нормам качества.

Важные моменты при установке

В первую очередь следует правильно подобрать конструкцию пандуса для инвалидов. При этом важно учитывать интересы всех категорий населения. Пандус не должен нарушать свободу перемещения пешеходов, ущемлять права жильцов многоквартирного жилого дома, затруднять передвижение или создавать препятствия. Данное архитектурное сооружение должно соответствовать необходимым техническим нормам, быть безопасным и надежным для всех людей.

Важные аспекты, которые учитываются при конструировании пандуса:

  1. Для малоподвижных людей выпускаются разные модели инвалидных колясок. Они, к примеру, имеют различное число колес, которые часто отличаются по высоте и толщине. Есть коляски для детей, которые также имеют свои особенности. По техническим критериям они определяют конструкцию пандуса, его высоту, ширину, расположение перил. Подобный подход возможен, когда эксплуатировать устройство будет только один человек, к примеру, пандус в подъезде, где живет колясочник.
  2. Если пандус устраивают на общественной территории, он должен удовлетворять потребности всех моделей колясок. Оптимальный вариант при этом — спроектировать устройство, подходящее и для маломобильных граждан и мобильных пешеходов.
  3. Важным элементом является наличие перегородок между полозьями. Соединительные перегородки следует установить таким образом, чтобы они не мешали пешеходам. В данном случае их устанавливают на угловой зоне ступеней.
  4. Выбирая строительный материал, необходимо учитывать месторасположение пандуса и надежность крепления. Изделие из дорогостоящих материалов могут украсть. Особенно, если оно не является стационарным или закреплено не надежно.
  5. Важным показателем является вес конструкции. К примеру, металлические пандусы не рекомендуется устанавливать на деревянных лестницах, чтобы не разрушались ступеньки.
  6. Безопасное применение пандусов предполагает особое покрытие для предотвращения скольжения. На открытых пространствах устанавливаются устройства с рефренной поверхностью. Подобное решение существенно облегчает процесс подъема и спуска инвалида.

Что такое пандус, знают не все.

Конструктивные особенности

Разновидность пандуса зависит от места установки, его назначения и прочих условий.

Выделяют следующие виды данных конструкций:

  • стационарные;
  • съемные (портативные);
  • откидные.

Стационарные пандусы

Подобные конструкции строятся для долговременного использования, размещаются возле входа в разные здания, на ступеньках подземных переходов и иных общественных местах. Устанавливают двух и однопролетные стационарные конструкции, однако иногда пандус имеет и больше пролетов. Материалом для таких пандусов чаще всего является бетон и металл.

Откидные пандусы

Такие конструкции внешне похожи на стационарные. Основное их отличие – это наличие специального откидного механизма, позволяющего использовать данную конструкцию исключительно при необходимости.

В сложенном состоянии пандус передвигаться по ступеням не мешает. В подъезде пандус рекомендовано делать именно в такой разновидности. Лестничный марш, который оборудован подобным устройством, большую часть времени остается свободным и не создает неудобств другим жильцам. Часто откидные пандусы в подъездах жилых домов используют. Их можно применять и для детских колясок.

Есть ли минусы

Единственным минусом подобной конструкции является то, что человеку с ограниченными способностями самому с ним не справиться. Самостоятельно опустить пандус или подняться он не сможет. Однако такое приспособление предоставляет возможность выйти из дома с сопровождающим. Без пандуса, поднять человека или спустить его в инвалидной коляске может только несколько сопровождающих. Необходимо учитывать, что промышленное откидное изделие – наиболее оптимальный вариант в смысле надежности, качества, долговечности и удобства использования. Небольшой откидной пандус инвалид может разложить самостоятельно.

Съемные пандусы

Данный вид пандусов условно делится на:

  1. Платформа, которая является плоской площадкой для подъема либо спуска по лестницам. Изготавливается она из алюминия или нержавейки. Поверхность площадки специально обработана для предотвращения скольжения.
  2. Рельсовые конструкции — две отдельные направляющие, которые оснащены небольшими бортиками. Рельсы располагаются так, чтобы по ним могли проехать колеса коляски инвалида. Расстояние между ними можно легко изменять. Подобные пандусы относятся к универсальным, их очень просто устанавливать. Единственный недостаток — отсутствие поручней.
  3. Роллопандусы – относительно новая задумка. Роллы скручиваются, они мобильные, могут использоваться для перемещения в любых ситуациях, их легко перевозить, они очень компактны. Данные конструкции наиболее актуальны в общественных местах, где поместить стационарный пандус нет возможности. Ролл состоит из нескольких съемных секций, которые можно добавлять или убирать. Пандус-рулон легко приспосабливается к лестничным пролетам разной длины и размеров. Изготавливают данный тип пандусов из авиационного алюминия. Конструкция отличается высокой прочностью и значительной грузоподъемностью.
  4. Раздвижные (телескопические) устройства – также относятся к разряду универсальных, их применяют в местах большого потока людей. Данные пандусы не мешают продвижению пешеходов, а инвалидам обеспечивают мобильность. Изготавливаются они из прочных сплавов металлов, способных выдержать большие нагрузки без разрушения и деформации.

Размеры по ГОСТ

Размеры пандусов нормам должны соответствовать.

В государственном стандарте данный параметр прописан весьма четко. Пандус должен быть оснащен двумя горизонтальными площадками – снизу и вверху. Их размеры должны быть такими, чтобы они оказались больше габаритов площадок. Это поможет обеспечить легкость продвижения инвалидов на колясках.

За основу принимают ширину пролета. Если перемещение организовывается одностороннее, необходимое расстояние составляет 90 см. При необходимости обеспечения двустороннего движения данный показатель увеличивается в два раза.

Данные размеры пандусов установлены в законодательстве. Если соблюдать такие требования, коляски можно будет удобно закатывать и скатывать с лестницы. Требования ГОСТ к пандусам достаточно четко прописаны в соответствующей документации.

При изготовлении пандуса из нескольких пролетов, следует обязательно оборудовать горизонтальную площадку между маршами, которая предназначается для возможности свободного разворота коляски. Ее размеры соответствуют таким показателям – длина 1,5 м, ширина 1,8 м.

Что такое пандус в строительстве

Для улучшения этой статьи желательно ? :

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Жилые пространства, помещения, дома
Жилые здания Квартира (Коммунальная квартира • Квартира-студия • Гостинка) • Общежитие • Дача • Коттедж • Таунхаус • Барак • Землянка • Бунгало • Вилла • Пентхаус • Шалаш (Чум • Типи • Вигвам • Иглу • Яранга • Юрта • Кибитка) • Казарма • Апартамент • Гостиница (Пансион/Гостевой дом) • Лофт • Изба • Хоромы • Палаты • Дворец • Замок • Галерейный дом • Сакля
Жилые помещения Комната • Зал • Спальня • Кабинет • Триклиний • Гостиная • Альков • Светлица • Клеть • Горница • Будуар • Столовая
Подсобные помещения и
хозяйственные постройки
Кухня • Чулан • Кладовая • Склад • Прачечная • Сарай (Овин • Гумно • Хлев • Закуток • Амбар • Сеновал) • Подвал (Погреб • Ледник • Цокольный этаж • Подклет) • Чердак (Мансарда) • Гараж • Конюшня • Мастерская • Электрощитовая • Котельная • Навес • Судомойня • Гардеробная • Лабаз
Общественные
помещения и здания
Убежище гражданской обороны • Класс • Аудитория • Конференц-зал • Палата • Банкетный зал • Трапезная • Кафетерий • Библиотека • Зал ожидания • Офис • Концертный зал • Спортзал
Дворовые постройки Атриум • Патио • Пергола • Беседка • Терраса • Веранда
Входы и выходы Прихожая • Сени • Запасный выход • Потайной ход • Фойе • Крыльцо • Вестибюль • Подъезд • Пандус • Лестница • Тамбур
Прочие помещения Туалет • Ванная • Баня • Лоджия • Коридор • Балкон • Гульбище • Галерея • Бальный зал • Салон • Флигель • Мезонин • Антресоль • Терем • Лифт

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Пандус» в других словарях:

ПАНДУС — [фр. pente douce пологий склон] архит. наклонная площадка у входа в здание, заменяющая лестницу, а также служащая для въезда машин. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ПАНДУС франц. pente douce. Отлогая лестница с очень низкими… … Словарь иностранных слов русского языка

Пандус — (от франц. pente douce пологий склон), прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания, или для подъёма автомобилей в многоярусных гаражах; в отдельных… … Художественная энциклопедия

пандус — а, м. pente douce пологий спуск. 1. Пант дус. Отлогая лестница с очень низкими ступеньками. Михельсон 1877. Пандус. Грот Мат. // Грот Фил. раз. 13. 2. архит. Наклонная плоскость у входа в здание, заменяющая лестницу, а также служащая для въезда… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

пандус — площадка, поверхность Словарь русских синонимов. пандус сущ., кол во синонимов: 2 • площадка (65) • … Словарь синонимов

Пандус — – пологий (около 15 градусов) подъем для въезда на верхнюю площадку крыльца. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п … Словарь строителя

Читать еще:  Самодельный уровень для строительства

ПАНДУС — (от франц. pente douce пологий склон) 1) наклонная площадка, служащая для въезда к расположенному над цоколем здания парадному входу; для подъема автомобилей в гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы.2) В театре дежурная деталь… … Большой Энциклопедический словарь

ПАНДУС — ПАНДУС, пандуса, муж. (франц. pente douce легкий наклон, спуск) (тех.). Наклонная пологая плоскость, устраиваемая в зданиях вместо лестниц для входа и въезда (напр. в гаражах). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПАНДУС — ПАНДУС, а, муж. (спец.). Наклонная площадка, заменяющая лестницу или служащая для подъезда к зданию. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Пандус — пологая наклонная плоскость между палубами судна для проезда безрельсового транспорта. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

Пандус — Пандус: сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле коляске. Источник: СП 59.13330.2012. Свод… … Официальная терминология

пандус — Наклонная плоская коммуникационная конструкция, связывающая поверхности, расположенные на разных уровнях [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы EN ramp DE… … Справочник технического переводчика

Виды и типы пандусов

Пандус – это наклонная площадка, которая соединяет две поверхности разной высоты. Она предназначена для спуска-подъема инвалидных и детских колясок, а также другого малогабаритного колесного транспорта. Пандусы помогают маломобильным группам населения преодолевать лестничные пролеты, ступеньки, высокие пороги и другие барьеры, которых не замечает большинство людей. К маломобильным группам относятся не только инвалиды и родители с детскими колясками, это также пожилые люди, беременные женщины и те, кто страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ограничивающими возможности передвижения.

Пандусы устанавливают в жилых домах, общественных и производственных зданиях. Согласно букве закона они должны быть во всех общественных пространствах, чтобы обеспечить доступ маломобильных граждан к социально значимым объектам. Бывают исключения, когда установить пандус технически невозможно, и тогда вход должен быть оборудован кнопкой вызова или лифтом. Но в большинство случаев, если есть лестница, можно подобрать и подходящий вид пандуса.

Виды пандусов по типу конструкции

Стационарные аппарели

Стационарные пандусы рассчитаны на длительную эксплуатацию. Их устанавливают возле входов в жилые дома, а также в клиники, аптеки, школы, магазины и развлекательные центры. Современные строительные стандарты и нормы изначально предусматривают наличие стационарных пандусов, поэтому запроектировать больницу или торговый центр без пандуса можно только в нарушение СНиП.

Стационарные аппарели дублируют лестницу. Как правило, они представляют собой несколько наклонных поверхностей с поворотными площадками между ними. Вдоль пандуса обязательно устанавливают поручни. Высота и конструкция зависят от общей высоты подъема: важно выдержать безопасный для спуска и подъема угол наклона поверхности, поэтому вместе с высотой подъема возрастает и количество пролетов аппарели.

Откидные пандусы

Этот вариант аппарелей предусматривает откидной механизм. Как правило, такие конструкции монтируют там, где невозможно установить стационарный пандус. Для него может попросту не быть места: например, если речь идет о пролете между этажами жилых многоквартирных или частных домов. Благодаря подъемному механизму аппарель можно раскладывать (тогда она закрывает лестничный пролет), а затем складывать, освобождая лестницу.

Визуально откидной пандус напоминает платформу или рельсы. С одной стороны он надежно прикреплен к поручням или стене. Для крепления используют специальные замки или строительные петли. Вторая сторона пандуса остается свободной, поэтому конструкцию можно свободно поднимать и опускать по мере надобности. Когда нужно воспользоваться аппарелью, замок открывают, опускают платформу на марш. Затем ее вновь поднимают и фиксируют замком у стены.

Съемные или портативные аппарели

Это складные, мобильные конструкции, которые легко установить и демонтировать. Весит съемный пандус немного, в сложенном виде он компактный, поэтому портативные конструкции можно перевозить с места на место. Чтобы уменьшить вес, производители изготавливают мобильные пандусы из облегченных сплавов стали и алюминия. Существует несколько видов съемных аппарелей, которые конструктивно существенно отличаются друг от друга.

Виды съемных пандусов

Рампа – это пандус для преодоления порог. Он по определению не бывает высоким, поскольку не рассчитан на ступеньки. Рампы используют инвалиды и родители с маленькими детьми: она позволяет безболезненно преодолевать невысокие препятствия. Коляску не всегда можно перенести через бордюр или порог – тут и приходит на помощь этот вид съемных пандусов. Рампа легко устанавливается и демонтируется, ее делают из сочетания резины и металла.

Максимальная высота преграды, для которой подходит пандус-рампа, – 15 см. Конструкция обычно имеет форму клина, у нее фиксированная высота и ширина. Если препятствие похоже на выступ, рампу придется устанавливать с двух сторон.

Ролл – высокотехнологичная конструкция из большого количества поперечных секций, соединенных при помощи специальных креплений. Секции можно отсоединять и добавлять, регулируя размеры пандуса. Свое название эта категория аппарелей заслужила за то, что в сложенном состоянии выглядит как рулон. Их удобно возить в багажнике авто, а благодаря съемным секциям конструкция без труда подгоняется под разную высоту препятствий. Несмотря на компактность и небольшие размеры, у роллов много плюсов:

  • повышенная грузоподъемность;
  • высокая прочность;
  • небольшой вес.

Эта категория раздвижных пандусов использует телескопический принцип увеличения длины. Благодаря этому в собранном виде конструкция кажется маленькой, ее удобно перевозить, но раздвигаясь, этот вид пандусов увеличивается больше, чем в два раза. Визуально телескопическая конструкция похожа на две параллельные аппарели.

Пандус обязательно предусматривает противоскользящие поверхности: это важное условие, поскольку без него есть риск соскальзывания колясочных колес. Также без противоскользящей поверхности существует вероятность, что спуск будет слишком быстрым и опасным для инвалидов.

Где пригодятся телескопические пандусы?

  • В общественном транспорте.
  • При преодолении парапетов.
  • При подъеме по ступенькам.

Конструкция пандусов

Пандусы имеют один из двух типов конструкции: платформа или рельсы. Рельсы – это две параллельные секции. Как правило, их изготавливают из металла. Например, все преимущества роллов достигаются за счет авиационного алюминия – легкого, но сверхпрочного сплава. На металл наносят противоскользящее покрытие. Мобильные откидные аппарели чаще всего имеют конструкцию в виде рельсов.

Но стационарные пандусы в большинстве случаев представляют собой платформы: наклонные площадки шириной от 60 см до 2,5 м. Впрочем, портативные аппарели также могут представлять собой платформу: рампа обычно имеет именно такую конструкцию. Платформы производят либо из алюминия, либо из стали, а стационарные аппарели могут быть бетонными. Особо стоит выделить «книжки» – небольшие пандусы из двух секций, которые складываются наподобие чемодана или книги. Такие «книжки» удобно возить с собой.

Технические требования к пандусам для инвалидов

Поскольку пандусы предназначены для спуска и подъема маломобильных групп населения, к их конструкции строительные стандарты и нормы предъявляют строгие требования. Нарушение этих требований приводит к тому, что аппарелью становится невозможно пользоваться по назначению. Спуск или подъем по такому пандусу может быть потенциально опасным для инвалидов в колясках.

Одно из главных условий – угол наклона марша. Пандус может состоять из нескольких маршей, между которыми будут находиться поворотные площадки. Количество маршей и площадок зависит от высоты подъема или спуска и продиктовано в том числе необходимостью соблюсти безопасный уклон. Он составляет от 8 до 15%. Почему этот параметр измеряют в процентах? Проценты отражают соотношение суммарной длины горизонтальной плоскости и высоты, на которую нужно подняться.

В большинстве случаев максимальным допустимым углом наклона марша будет 8%, но если длина аппарели не превышает 20 см, можно увеличить угол еще на 2%. Если же угол станет больше при увеличении длины аппарели, подниматься и спускаться будет небезопасно. Другие важные технические требования:

  • Высота подъема одного марша – не больше 800 мм.
  • Горизонтальная длина спуска – 9 м.
  • Ширина – от 150 до 200 см.

Требования к площадке

Каждая аппарель предусматривают входную и верхнюю площадки, а при необходимости – и промежуточные. Ширина площадки не может быть меньше 185 см, размер места для разворота – 220 см. Если двери открываются внутрь, глубина площадки – 140 см, а если наружу – 150 см. При установке открывающихся наружу дверей важно учитывать возможность маневрировать на площадке. Для соблюдения этого условия глубина может быть увеличена.

Если конструкцию монтируют на открытом воздухе, нужно исключить обледенение. Поэтому основной материал покрывают антискользящим слоем. Также эту задачу можно решить за счет навеса или подогрева. Ширина промежуточной площадки не может быть меньше ведущих к ней дорожек.

Ограждение

Любая сторона аппарели, которая не примыкает к стене, должна быть ограждена. Необходимы одинарные или парные поручни, перила. Их высота – 700 и 900 мм от пола аппарели. Перила должны образовать сплошную линию на одном расстоянии от поверхности. На конце нижнего марша они должны выступать на 30 см. Материал поручней тоже необходимо защитить от обледенения. Перила должны быть прочными, надежными, устойчивыми к боковым нагрузкам.

Важно помнить, что за перила люди будут держаться при подъеме и спуске. Движение на аппарели может быть как односторонним, так и двухсторонним. При двухстороннем направлении движения человек сможет взяться за поручень только с одной стороны, поэтому угол наклона пролета сокращается до 6%. Впрочем, можно установить дополнительный поручень посередине широкого пролета.

К тому же края аппарелей снабжают специальным бортиком до 5 см. Его задача – предотвратить соскальзывание колес. Поскольку аппарели принадлежат к конструкциям, которые создают безбарьерную среду для маломобильных групп населения, и от них часто зависит свобода передвижения граждан, производить и монтировать аппарели имеют право только компании, которые прошли официальную аккредитацию.

Пандусы для инвалидов

10 минут Татьяна Григорьева 4577

Пандусы для инвалидов и остальных маломобильных граждан являются важной составляющей их самостоятельного передвижения или транспортировки. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и так имеют достаточно много различных препятствий, которые снижают качество жизни, и государство должно по максимуму обеспечить им комфортное существование.

Обустройство общественных и жилых помещений пандусами для инвалидов – одно из немаловажных направлений государственной программы, разработанной для создания доступной, так называемой безбарьерной среды для людей с ОВЗ. Такие объекты должны проектироваться с учетом правил ГОСТа, иначе маломобильные граждане попросту не смогут ими воспользоваться.

Основные характеристики пандуса

Под пандусом подразумевается наклонная плоскость, позволяющая соединить горизонтальные поверхности, расположенные на разной высоте. Иными словами, это пологая дорожка без ступеней, предоставляющая возможность маломобильному человеку, который перемещается на инвалидной коляске, подняться вверх либо опуститься вниз.

Читать еще:  Как выбрать бетономешалку для строительства дома

Стационарные, то есть несъемные варианты данных приспособлений, которые устанавливаются на крыльце различных помещений, планируются на начальных этапах проектирования различного вида архитектурных построек.

Такие пандусы считаются наиболее надежными сооружениями, так как в основном производятся из бетона или металла. Стационарные приспособления чаще всего проектируются однопролетными, но в отдельных случаях их бывает несколько. Последние конструкции подразделяются на винтовые и П-образные.

Правила установки и размеры

Данными приспособлениями для инвалидов и прочих маломобильных граждан оборудуются участки, где людям, перемещающимся на коляске, требуется спуск либо подъем на различную высоту. Сюда относятся переходы в подземный тоннель, спуски с тротуара, входы в общественные здания и прочие объекты.

Для комфортного пользования пандусы для инвалидов-колясочников должны удовлетворять большое количество требований. К примеру, иметь определенный уклон и ширину конструкции, а также быть оснащены перилами, выполненными согласно установленным нормативам. Эти и остальные важные аспекты регламентируются общепринятыми строительными нормами и правилами – СНиП.

Минимальная разница высот, при которой необходим монтаж пандуса, — 4 см. При этом ГОСТом установлены и размеры, запрещающие его обустройство. В случае если расчетная длина пологой дорожки больше 36 м, то от сооружения пандуса придется отказаться. В такой ситуации для маломобильных людей нужно возводить не пологую площадку, а подъемник.

Это правило относится также к ситуации, если перепад высот, который планируется преодолевать при помощи пандуса, выше 3 м. При расчете ширины пологой дорожки необходимо учитывать количество людей, которые по ней одновременно смогут перемещаться.

Если планируется передвижение инвалидов-колясочников в обе стороны, то ширина лестничного марша (дистанции между двумя горизонтальными площадками) проектируется не менее 1,8 м. Если же планируется только одностороннее движение, то хватит 1,5 м.

Высота одного марша пандуса для людей с ОВЗ не должна превышать 0, 8 м. Длина его тоже имеет рекомендуемое ограничение – максимально 9 м. В отдельных ситуациях, когда не представляется возможным оборудовать прямую пологую дорожку, руководствуясь правилами, прописанными в ГОСТе, сооружают ее винтовой аналог. Данный пандус требуется конструировать так, чтобы его ширина при полном повороте составляла не менее 2 м.

Вдоль края наклонной дорожки необходимо сделать бортик высотой не меньше 5 см или оснастить ее тонкой металлической трубкой, располагающейся на высоте 10-15 см. Расстояние от потолка до пандуса, то есть так называемая минимальная высота проема, равно 2 м, а максимальная длина сооружения, которое не оборудовано специальной площадкой, не более 10 м.

Существуют такие понятия, как «чистая» и «общая» ширина. Первое означает дистанцию между двумя бортами пандуса. Второе – указывает отрезок между наиболее выступающими участками сооружения. Поэтому при создании проекта спуска всегда необходимо учитывать «общую» ширину.

Угол наклона

Основополагающим параметром, на котором базируется проектировка сооружения пологих дорожек для инвалидов, является уклон пандуса. Поверхности, имеющие наклон, необходимо конструировать под углом определенной величины, которая указана в ГОСТе. При несоблюдении требований ГОСТа приспособление становится опасным и некомфортным для людей с физическими отклонениями здоровья.

Расчет уклона пандуса производится путем соотношения его высоты к длине, то есть проецированием на горизонтальную ось, и выражается чаще всего в процентах, хотя иногда его определяют и в градусах. При обустройстве пандусов для инвалидных колясок ГОСТ рекомендует делать угол наклона не более 5 %. Если данную величину вычислять в градусах, то она будет немного меньше 3°, а конкретнее – 2,86°.

Максимальный уклон иногда разрешается увеличить, если пологая дорожка обустраивается на короткое время. Пределом в данном случае является 8 % или 4,8°. Кроме этого, обязательно должны соблюдаться два требования – перепад высот не превышает 0,5 м, а пологая дорожка не длиннее 6 м.

Кроме того, требования СНиП содержат параметры допустимого поперечного уклона, который не должен быть свыше 2 %. Необходимо добавить, что лестницы в большинстве помещений, а также у входов в них, имеют довольно значительный наклон, из чего следует: оборудование их пандусами абсолютно нецелесообразно. Во-первых, подобная конструкция не будет отвечать вышеупомянутым правилам, а во-вторых – подниматься или опускаться по наклонной с углом 30-40° не представляется возможным.

Поручни и перила

Для обустройства безопасного перемещения людей с ОВЗ пологие площадки оснащают поручнями или перилами. Правила, прописанные в нормативных документах, обязывают делать поручни по обеим сторонам лестничного марша, которым пользуются инвалиды. Если сооружение подразумевает двухстороннее движение малоподвижных граждан, то перила следует устанавливать дополнительно и вдоль средней линии пологой дорожки.

Однако если угол наклона не выше 5 %, то присутствие поручней не является обязательным. Нормы ГОСТа предусматривают монтаж поручней с двумя уровнями высоты. Первый уровень должен располагаться на высоте 0,7 м, а если подразумевается, что пандусом будут пользоваться дети-инвалиды, то он может уменьшаться до 0,5 м.

Второй уровень равен 0,9 м, но во время проектирования разрешается подбирать его высоту в интервале 0,85-0,92 м. Данные рекомендации не выходят из рамок СП. Согласно ГОСТу Р51261-99 поручни необходимо устанавливать, если высота подъема имеет размер 150 мм и выше либо горизонтальная проекция наклонной дорожки равна 1800 мм и более.

Также в данном документе немного по-другому указывается первый уровень высоты перил – 0,7-0,75 м. Окончания поручней, то есть участки, которые выходят за границы самой площадки, должны иметь размеры не менее 0,3 м (нормальной считается длина в интервале 0,27-0,33 м). Окончания перил должны быть гладкими и без острых зазубрин, чтобы человек не мог о них пораниться.

Дополнительные требования к установке перил включают в себя следующее:

  • неразрывность их по всей длине дорожки;
  • параллельность друг другу;
  • круглое сечение размером 4-6 см;
  • отступ от шероховатых стен – 6 см, от гладких – 4,5 см.

Бортики и горизонтальные площадки

Верно сконструированный и установленный пандус для людей с ОВЗ должен быть оснащен специальными ограничителями, которые имеют вид бортиков. Данное дополнение предоставит возможность больным людям безопасно передвигаться по наклонной дорожке. По ГОСТу необходимо устанавливать ограждения, имеющие размеры в высоту 5 и более сантиметров.

В местах, где пандус ограничен сплошными перилами либо близкорасположенной стеной, правила по установке бортиков не являются актуальными. Все наклонные поверхности для людей с ОВЗ оснащаются горизонтальными площадками, расположенными в начале подъема и спуска. Их минимальные габариты, согласно нормативу, равны 1,5×1,5 м.

Если наклонная дорожка слишком длинная, то есть превышает 9 метров, то ее необходимо разделить на несколько лестничных маршей так, чтобы между ними были обустроены горизонтальные площадки. Последние обязательно создаются при каждом изменении направления наклонной линии, которой пользуются инвалиды.

Аппарель и виды пандусов

Аппарели по своей сути представляют то же самое, что и пандус, то есть наклонные площадки, платформы или рампы, соединяющие две горизонтальные поверхности, находящиеся на различной высоте. Тогда как термин пандус, применяемый для детских и инвалидных колясок, зачастую относится к конструкции, состоящей из двух металлических полозьев.

Аппарелью в большинстве случаев называют одну или две широкие площадки, но принципиальной разницы между этими приспособлениями не существует. Любой из обустроенных видов данных конструкций, предназначенных для детей или инвалидов, обязан отвечать основным предписаниям ГОСТа и СНиПа РФ.

Благодаря такому соответствию, сооружения будут абсолютно безопасными для здоровья, жизни, а также имущества окружающих граждан, особенно пожилых, которые тоже относятся к маломобильным. В настоящее время существует множество вариаций пандусов и аппарелей, что позволяет подобрать подходящий для каждого конкретного здания, участка дороги или человека.

Несъемные устройства

Стационарные пандусы – фиксированные конструкции, которые обустраиваются на ступенях с максимальным учетом условий местности и архитектурных особенностей строения. Используемый для их изготовления строительный материал является очень прочным и долговечным и, как правило, достаточно тяжелым.

Данные конструкции бывают как однопролетными, так и многопролетными и обязательно должны дополняться перилами, в противном случае не будут отвечать существующим правилам. Откидные пандусы бывают при необходимости складные, в результате чего не располагаются на лестничной клетке все время.

Это жесткое приспособление поднимается вертикально с помощью специальных петель и закрепляется у стены или стандартных перил защелками. Откидной пандус, стоящий в подъезде многоквартирного здания, обеспечивает свободный проход по ступенькам лестницы и доступ к перилам всем жильцам. Подобные виды конструкций зачастую устанавливаются в общественном транспорте.

Но, к огромному сожалению, легкие и в то же время прочные модели, изготовленные из алюминия, нередко становятся приманкой для охотников за цветными металлами. Выдвижные приспособления устанавливаются в современном общественном транспорте и имеют автоматизированное управление, благодаря чему инвалидам не приходится его самостоятельно разбирать.

Съемные пологие дорожки

Раздвижные телескопические пандусы – это переносные, облегченные универсальные приспособления, созданные из двух отдельных аппарелей. Габариты и вес в разобранном и собранном состоянии для различных моделей отличаются, но все они изготовлены из прочного материала, чаще всего алюминия, имеют противоскользящее покрытие и способны выдержать 200-400 кг.

Переносной телескопический пандус для инвалидов идеально подходит для заезда в транспорт, по лестницам и прочим труднодоступным для коляски подъемам. Его можно раздвинуть на требуемую длину или, наоборот, к примеру, при преодолении порогов, пользоваться в сложенном состоянии. Средняя длина составляет 1,5 м, поэтому такое устройство компактно, но в раздвинутом виде оно достигает 3,5 м.

Рулонные (ролл) пандусы последнее время приобретают популярность, так в рабочее положение они приводятся достаточно легко. А когда в них нет потребности, их можно свернуть в рулон, максимально удобный для хранения. Они могут состоять из одной сплошной аппарели либо из двух отдельных. Такие устройства сверхпрочные, легкие и доступны для использования в любые погодные условия.

Эти конструкции собираются из отдельных модулей, ввиду чего бывают различных габаритов, которые можно изменять по необходимости. На текущий момент это наиболее простая и удобная разновидность съемных приспособлений для инвалидных колясок, которая зачастую используется при проведении публичных мероприятий.

Пандусы для порогов – достаточно небольшие сооружения, которые зачастую изготавливаются из листа металла и могут быть предназначены для конкретного порога либо делаются разборными, подходящими для нескольких незначительных возвышений. Их еще называют перекатные пандусы.

Рампы – это наиболее мобильные сооружения, предоставляющие возможность преодолевать небольшие преграды на пути. Основными их преимуществами являются компактные размеры, малый вес и нестандартное строение.

Заключение

Людям с ОВЗ недоступны многие блага. Свободное и комфортное перемещение – это самое банальное, что они могут себе позволить. Поэтому оснащение лестничных конструкций и входов в большинство зданий должны быть оборудованы пандусами и прочими приспособлениями для удобного передвижения. Не менее важным моментом является строгое следование нормам СНиПа, чтобы инвалиды могли не только беспрепятственно перемещаться, но и были в абсолютной безопасности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector